Бурную дискуссию на выставке «Комплексная безопасность-2019» вызвал доклад представителя МЧС России на одном из «круглых столов». Сейчас в ведомстве обсуждают 4 варианта новой организации передачи тревожного сигнала. Тема болезненная, особенно после трагедии в торговом центре «Зимняя вишня», где сигнал не поступил в пожарную часть.
Представитель МЧС впервые озвучил идею введения в пожарных частях Автоматизированного Рабочего Места (АРМ), к которому можно было бы подключать системы разных производителей систем сигнализации. Идея такая: создать конкуренцию на несуществующем рынке автоматизированного вызова пожарных подразделений. Но для реализации такого плана существуют несколько препятствий: кто будет проводить госиспытания этих систем, будут ли они приниматься на снабжение и за счет каких средств они будут приобретаться? Рассматривается вариант, что оборудование будет закупаться за счет средств муниципальных образований. Но это противоречит бюджетному законодательству.
На самом деле реализация этих схем уже идет. Например, в Пензе сигнал о пожаре с объекта защиты поступает через 2 посредников в подразделение ФПС МЧС России по телефону. Это обошлось муниципальному бюджету в круглую сумму. Несколько миллионов на закупку и монтаж оборудования, в последующем ежемесячно — миллионы на оплату дополнительных рабочих мест посредников.
Мониторинговые центры приведут к появлению коммерческих посредников. А время доставки сигнала снизится на несколько ценных минут
При этом время на доставку сигнала пожарным при такой схеме — через посредника в виде мониторингового центра — увеличивается более чем на 10 минут. А что такое 10 лишних минут? Исследования, проведенные в 2014 году МЧС России, совместно с экспертами Минэкономразвития и Минфина РФ, показали, что в результате одного пожара государству наносится ущерб в размере 40 тысяч рублей за одну минуту свободного развития огня.
Кроме того, по данным Международной ассоциации пожарных и спасательных служб, Россия имеет один из самых высоких показателей смертей, происходящих из-за пожаров. Этот показатель в 2017 году составил 5,34 смертей на 100 тысяч человек населения.
А по данным, которые ранее озвучивал первый замминистра МЧС России Александр Чуприян в 2018 году, количество пожаров на объектах с массовым пребыванием людей увеличилось на 30 процентов, а число погибших — в 20 раз.
Особенно возросло количество пожаров на объектах образования и здравоохранения.
Ситуация в Пензе — не прецедент. Коммерческие посредники при передаче тревожного сигнала внедряются в настоящее время еще в ряде городов России. И это тем более удивительно после недавней трагедии в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня», где сигнал о пожаре оператор организации-посредника не передал на пульт пожарной охраны МЧС.
Что толку, что сработали датчики? Что толку, что охранник, не нажавший кнопку, сейчас находится под следствием? Погибших детей родителям уже никто не вернет.
То есть такой же, условно говоря, «пилотный проект» в Кемерово уже показал, к какой трагедии может привести забота о создании конкуренции на рынке пожарного мониторинга.
К тому же, при введении в цепочку ретранслирования сигнала посредниками возникает резонный вопрос: кто будет нести ответственность за нецелевое использование бюджетных средств за оплату каналов связи, а также за поддержание в работоспособном состоянии коммерческого оборудования, установленного в пожарных частях.
В конце обсуждения многие согласились, что наиболее разумным вариантом организации схемы передачи сигналов о пожаре является, высказанная одним из участников круглого стола, идея разработки новых Технических условий для оборудования, которое может применяться в подразделениях пожарной охраны и находиться в зоне ответственности не коммерческих организаций, а МЧС. Чтобы все производители знали, каким требованиям должна соответствовать их продукция.
https://rg.ru/2019/06/06/vyzov-pozharnyh-mozhet-stat-platnym.html
Текст: Тимофей Борисов
Российская газета — Столичный выпуск № 123(7881)